Взять в оборот

Назад

Сложно отказать, когда просят в долг, да еще и под проценты. Но еще сложнее кредитору бороться с должником, пытаясь всеми правдами и неправдами "вырвать" у него свои же деньги. В пылу борьбы в ход идет все — уговоры и угрозы, обращения в юридические фирмы, заявления в суд и прокуратуру. Как же эффективнее взять в оборот должника?

Говорят, что лучшая гарантия возврата долга — никогда не давать взаймы. Можно, конечно, требовать 100% предоплаты по всем контрактам. Только вот, например, торговля с рассрочкой или отсрочкой оплаты товара существенно увеличивает объемы продаж. Как же найти компромисс и избежать появления некачественных долгов? И есть ли шансы получить деньги с должника без обращения в суд?

Самой эффективной, правда, почти фантастической мерой предотвращения долгов является организация бизнес-процессов таким образом, чтобы исключить все возможные отсрочки оплаты продукции или услуг. Понятно, что в современных условиях растущей конкуренции практически во всех областях бизнеса это далеко не всегда и не всем удается. Для увеличения объемов продаж и расширения рынка сбыта компаниям приходится заключать договоры с отсрочкой платежей и делать это с новыми, еще не проверенными и не зарекомендовавшими себя партнерами. В таких ситуациях минимизировать риск дебиторских задолженностей помогает целый комплекс мероприятий, которые включают в себя как юридические аспекты, так и определенные шаги в области экономической безопасности бизнеса. 

Знал бы, где упасть — соломку подстелил
"Во всех договорах и контрактах должны четко прописываться сроки и подробные условия сделки, а также достаточно жесткие и обременительные штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Но основной акцент, конечно, нужно делать на проверке экономической состоятельности и деловой репутации будущих партнеров. Результатом такой работы является получение полной и объективной информации о партнере, включая его финансовое положение, наличие ликвидных активов, проблемных контрактов, кредиторов, долгов и т. д.", — утверждает Сергей Рахманин, генеральный директор ООО "РусБизнесАктив".

Проверять контрагентов еще на той стадии, когда они являются лишь потенциальными партнерами, советуют практически все юристы.

"К сожалению, участники правоотношений редко прибегают к таким формам сотрудничества, как подписание договора о намерениях, предварительного соглашения. Обычно действуют по формуле "время — деньги" и сразу заключают основной договор, — говорит Вера Нефедова, юрист ООО "Столичный аудиторъ". — Между тем, постепенное приближение к сделке позволяет осмыслить все возможные риски, устранить спорные моменты и разночтения, прийти к полнейшему взаимопониманию. И в момент заключения основного договора не остается недосказанного, недопонятого сторонами, соответственно, уменьшаются и риски неисполнения обязательств".

Марина Фирсова, старший юрист консалтинговой группы "Тензор", рекомендует проводить диагностику потенциальных контрагентов, в частности — требовать копии учредительных документов и действующую выписку из ЕГРЮЛ, а также удостовериться в полномочиях лиц на подписание договоров: "Необходимо проверить паспорт лица, представившегося руководителем вашего будущего партнера, решение общего собрания участников или акционеров об избрании генерального директора, устав или выписку из него. Очень важным моментом является и правильная организация документооборота в компании: качественные формы договоров и визирование каждого договора юристом".

Но — увы. Сколь бы изощренными ни были меры предосторожности, хотя бы раз с проблемой не возвращенных вовремя долгов сталкивается любая компания. Вот почему крупные игроки, оперирующие значительными объемами реализуемой продукции, обреченно закладывают невозврат определенной части задолженности в бюджет.

"В подобных ситуациях организация может создать так называемый резерв сомнительных долгов. Сомнительный долг — это дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена никакими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности, а его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга — полностью или частично", — поясняет Надежда Макарова, главный бухгалтер ООО "ДВК+". 

Многие организации, уже столкнувшиеся с проблемой неплатежей, стараются заключать договоры таким образом, чтобы максимально обезопасить себя. Например, если выполнение работы занимает длительное время, то можно предусмотреть специальную схему, согласно которой партнер не будет оплачивать сразу всю работу по ее завершении, а станет вносить конкретную часть договорной суммы ежемесячно. При такой системе оплаты вы гораздо быстрее сможете выявить недобросовестного партнера. 

Другой популярный пункт в договорах осторожных фирм — об уплате неустойки (определенного процента от не выплаченной в срок суммы) за каждый день просрочки. Причем размер неустойки может возрастать, например: 0,01% за первые два дня просрочки платежа, 0,05% за последующие пять дней и 0,1% за просрочку выплат свыше пяти дней. Наконец, давая в долг деньги или товары, вы можете попросить у своего партнера гарантийное письмо от третьего лица, в котором оно ясно выражает намерение погасить долг в том случае, если должник не сможет или откажется по каким–либо причинам сделать это самостоятельно. При получении банковского кредита подобный институт именуется поручительством.

В последнее время широко распространился еще один способ минимизации риска возникновения долгов — страховка. "Мы рекомендуем нашим клиентам, помимо общеизвестных мер, таких как сбор информации о потенциальном партнере, составление грамотного договора с обязательным предусмотрением санкций за неуплату и т. п., еще и застраховать исполнение договора за счет контрагента. При заключении договора с соблюдением всех этих условий практически с 90% вероятностью можно заявить, что долг, при его возникновении, естественно, будет возвращен", — говорит Елена Кудзелько, ведущий юрист юридической компании "ЮКМОС".

Без бандитов и утюгов
Разумеется, ни одна фирма не согласится списывать все дебиторские задолженности, а попытается тем или иным способом взыскать их с должника. Шансы на успешный возврат долга велики на ранней стадии, но с течением времени снижаются. То есть чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить деньги. Впрочем, реакция кредитора все же должна быть адекватной. Вероятно, нет смысла грозить судом должнику, который опоздал с уплатой всего на пару дней — в каждом случае срок, по прошествии которого кредитору нужно начинать действовать, определяется в зависимости от конкретных обстоятельств. 

"Оптимальный — не более трех месяцев с момента просрочки исполнения обязательств. По истечении этого времени можно уже начинать активные действия, — советует Марина Фирсова, старший юрист консалтинговой группы "Тензор". — Во–первых, пока свежи воспоминания о контрактных обязательствах контрагентов, об условиях и обстоятельствах спора. Во–вторых, еще не устарели документы, что позволяет с ними работать, если они односторонние. Тем не менее, даже три месяца выдерживают не все компании. Например, во многих крупных организациях сигналом к действию является просрочка не более 15 дней".

Нынешнее российское законодательство предполагает два способа воздействия на должника — внесудебный и судебный. Способ защиты может выбирать сам кредитор. Но начинать, конечно же, нужно не с суда, а с попытки получить деньги, как говорится, своими силами. Или — силами нанятой юридической компании, специализирующейся на оказании подобных услуг. 

"На практике не существует универсального эффективного подхода ко всем случаям неисполнения договорных обязательств юридическими или физическими лицами. Профессионально занимаясь взысканием долгов уже более девяти лет, специалисты нашей компании всегда подходят к решению проблемы строго индивидуально. Обращение в суд — не панацея, и приводит к реальному возврату долга только если должник ведет активную деловую деятельность, либо обладает ликвидными материальными активами. В других ситуациях обращение в суд только обостряет конфликт, и оно мало перспективно, — считает Сергей Рахманин, генеральный директор ООО "РусБизнесАктив". — К этому методу также имеет смысл прибегать и тогда, когда для должника, в силу специфики его бизнеса или личных планов, болезненным является наложение запрета на выезд за границу". 

По оценкам Рахманина, наиболее эффективным оказывается именно досудебное решение долговых конфликтов. Однако перед этим необходимо выявить слабые и проблемные места в позиции должника, что даст возможность договариваться с позиции силы, но — с мирным лицом. Возможно, те или иные планы должника разрушатся, если его партнеры узнают о невозвращенном им долге. Другой путь — "бить" по карьерным перспективам конкретных менеджеров компании-должника: опасаясь за свою репутацию, они только на этом основании могут приступить к реструктуризации и поэтапному погашению задолженности (на практике подобное происходит достаточно часто). Наконец, хорошим аргументом становится нарушение должником уголовного и налогового законодательства, которое способно вызвать самые неприятные последствия, если дело дойдет до суда. 

"В любом случае главная цель — найти компромисс между сторонами, на который из–за преобладания эмоций зачастую не способны кредиторы", — резюмирует Сергей Рахманин. 

Среди методов внесудебного воздействия особое место занимают претензии — требования, предъявляемые контрагенту при нарушении им условий договора. Здесь важно, чтобы претензия была хорошо подготовлена и грамотно составлена. На ясно изложенные требования чуть ли не 70% должников реагируют весьма адекватно, поскольку понимают: долг не простят, и он будет расти с каждым днем за счет процентов. В такой ситуации должник предпочитает найти способ вернуть долг, не доводя дело до суда. 

В претензии следует отметить все допущенные нарушения и перечислить, какие пункты договора и какие положения законов были проигнорированы. Также нужно сформулировать все свои требования к должнику и указать на последствия, которые его ждут в случае неудовлетворения этих требований. Естественно, это должны быть не угрозы, а, например, явно выраженное намерение обратиться в суд для защиты своих интересов. Направлять претензию нужно письмом с уведомлением о вручении руководству компании–должника. Уведомление необходимо сохранить на случай возможного судебного разбирательства.

Еще один весьма распространенный способ "выбивания" долгов — рассылка всем контрагентам должника информационных писем. В них сообщается, кому и какую сумму обязан заплатить должник, как долго он отказывается выполнять свои обязательства, и прочие подробности. Обычно подобные приемы эффективны в отношении известных компаний, дорожащих своей репутацией.

"Распространенный метод нажима на должников — так называемое психологическое давление. Должнику каждый день по несколько раз звонят с одним-единственным вопросом: когда же вы наконец погасите свою задолженность? Причем нужно не просить, а требовать", — говорит Антон Фомичев, юрист юридического информационного портала www.j–servise.ru. 

Вы использовали все указанные способы внесудебного урегулирования, но не смогли добиться от должника причитающейся вам суммы? В таком случае путь один — в суд.

Алена Тулякова 

14 Июня 2006