Вим-Авиа: удастся ли нормализовать ситуацию?

назад

Не успело закончиться одно громкое дело, связанное с банкротством «Трансаэро», как стало известно о финансовых проблемах другой крупной компании – «Вим-Авиа». В Арбитражный суд республики Татарстан в отношении «Вим-Авиа» поступило заявление о признании должника банкротом от компании «Мосстройэкономбанк». Сумма исковых требований составляет более 88 миллионов рублей, общая же кредиторская задолженность у «Вим-Авиа» порядка 7 млрд рублей.

На сегодняшний день большинство рейсов «Вим-Авиа» задержано, в соцсетях пассажиры делятся фотоматериалами о том, как задерживаются рейсы, и в каких условиях пассажирам приходится ожидать объявления посадки.

Пассажирам, уже взявшим билеты, вызвались помочь несколько авиакомпаний -  «Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «ИКАР», «Северный ветер» и «Якутия». Рейсы будут осуществлены по уже купленным у «Вим-Авиа» билетам. Из аэропорта Антальи рейсы выполняются компанией «Роял Флайт» и «АзурЭйр».

Туристы, находящиеся за границей могут быть спокойны - проблемы с авиаперелетами будут урегулированы силами туроператора. Нужно оставаться на связи с представителями туроператора в своем отеле, обо всех изменениях вам сообщат. Если вы собираетесь обращаться в суд по факту задержки рейса, возьмите у представителей «Вим-Авиа» подтверждающий задержку документ, либо у другой авиакомпании, если произошла замена перевозчика.

На время ожидания рейса у вас есть следующие права:

·      предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

·      два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

·      обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

·      обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

·      размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

·      доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

·      организация хранения багажа.

Услуги, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Купленные самостоятельно билеты пока что можно вернуть авиакомпании, при возникновении каких-либо проблем нужно незамедлительно составлять претензию, и, соответственно, подавать документы в суд, основываясь на ФЗ «О защите прав потребителей». Так же нужно поступить в том случае, если авиакомпания не выполнила своих обязательств по организации гостиницы или не кормила пассажиров во время задержки рейса.

В претензии необходимо изложить все обстоятельства дела и потребовать возврата денег в определенный срок.  Если денежные средства не будут возвращены, нужно обращаться в суд. Госпошлина по таким искам не предусмотрена. К исковым требованиям нужно добавить расходы на услуги представителя. После получения судебного решения, нужно получить исполнительный лист в суде, и отправить его  в службу судебных приставов по месту нахождения Ответчика. По ходу процедуры банкротства будет определена очередность погашения долгов, где также будут отражены пассажиры, пострадавшие от некачественного обслуживания авиакомпании.

Также, в отношении руководящего состава «Вим-Авиа» возбуждено уголовное дело.   «Следствием установлено, что не позднее 22 сентября 2017 года у должностных лиц указанной авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере. Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту "Домодедово", не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 миллиона рублей», - сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко. Уже известно, что владельцы компании сбежали за пределы страны, чтобы избежать уголовного преследования, а генеральный директор и главный бухгалтер взяты под стражу. В отношении указанных лиц будет вестись следствие по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное группой в особо крупном размере»).

Компания «Вим-Авиа» имеет много текущих дел в нескольких Российских арбитражных судах, и по большинству из дел является ответчиком. По заявлению Росавиации, у авиакомпании «Вим-Авиа» отсутствуют ресурсы для продолжения деятельности, что говорит о том, что перевозчик в скором времени прекратит свое существование. Уже известно, что с 16 октября будут прекращены полностью все рейсы.

В течение трёх лет шло производство по делу о банкротстве компании «Трансаэро». 13 сентября 2017 г. Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынесено решение о признании авиакомпании «Трансаэро» несостоятельным (банкротом). Дело «Вим-Авиа» в общих чертах похоже на дело «Трансаэро», однако известно, что в отношении руководства «Трансаэро» не было заведено уголовных дел, а задолженность у «Трансаэро» была во много раз больше. Обе компании старались максимально удешевить свои услуги в ущерб собственным обязательствам перед контрагентами, кроме того, известно, что у обеих компаний очень старый парк самолетов – у «Трансаэро» в среднем 16 лет, а у «Вим-Авиа» - 19 лет. Чем старше парк, тем больше времени требуется для обслуживания самолетов перед вылетом, что ведет к задержке рейса и финансовым убыткам. Так, «Вим-Авиа» фактически повторяет судьбу «Трансаэро», и, исходя из того, что банкротство «Трансаэро» было объявлено через два года после фактического окончания деятельности, мы имеем представление о том, какая судьба в дальнейшем ждет и «Вим-Авиа». 

2 Октября 2017